they bought books

lisogorrr


I stood tip-toe upon a little hill

Лисья гора


Previous Entry Share Next Entry
House Lost vs. Chaos Regained
they bought books
lisogorrr
Поскольку сейчас очень модно рассматривать любой продукт массовой культуры как носитель идеологии и даже смысла , благо один великий француз, а за ним и другой великий, но уже итальянец, открыли нам, что буквально все поддается исследованию семиотического скальпеля (разумеется, прежде рекомендуется ознакомиться с правилами  пользования бритвой Оккама (; ), то не будем же и мы отставать от продвинутого народа!



Короче говоря, внесу свои пять копеек в лостопедию и хаусологию.



Тем более, повод-то какой - начался  последний сезон самого популярного за всю историю конвейерного кино сериала. И все гадают, чем же все закончится, как сценаристы  объяснят нестыковки, кого убьют (раз и навсегда), кого воскресят (и насколько) и т.п. - все ждут ответа. А ответа не будет. Не потому что авторы "уж слишком всего понакрутили" - при их фантизии придумать такую теорию,  которая вполне исчерпывающе объяснила бы все происходившее в течении 100 с лишним серий, - не такая уж сложная задача. Но им это не нужно: пусть и объявлено режиссерами (или кем там?), что это финальный сезон, тем не менее, это не финал Лоста. Во-первых, надо ведь создателям как-то поддерживать боеспособность армии фанатов, чтобы запускать все новые и новые коммерческие трюки (начиная от безобидных аукционов с продажей очков Бенджамина Лайнуса до экскурсий на Тот Самый Остров и вполне представимого себе открытия авиалинии Oceanic Airlines с непременным рейсом 815), а значит необходимо, чтобы не иссякало любопыство телезрителей. Поэтому the end of the Lost - это событие немыслимое для авторов. Равно как и для телезрителей,  впрочем. А почему - это самое интересное.

Почему, почему чериал стал таким успешным? Ведь с точки зрения сценарной логики бесконечное приумножение сюжетных линий должно навеки вечные оттолкнуть нормального человека от просмотра подобных вещей. Но ведь все смотрят!

Структура Lost'а - это постмодерн в читом виде (его, кстати, еще никто не отменил, вернее, не победил). А посмодерн - это сегодняшнее состояние нашего с вами разума. То, как мы получаем сведения о мире, перескакивая от одной гиперссылки к другой, без возможности сосредоточиться на одном предмете, - полностью спроецировано сюжетной (диз)организацией  сериала. Взять хотя бы другой всемирно успешный постмодернистский проект - Википедию, устройство которой абсолютно повторяет вышеперечисленные принципы: мы просто обречены скитаться от одной статьи к другой, от одной гиперссылки к другой и единственно  волевым решением (закрыв страничку) мы можем остановить бесконечный водоворот познавательно процесса.

Смысл Лоста, если мы его ищем, не столько во вбрасываемых идеях (конфликт "европейской культуры" и анархии в первом сезоне или борьба концепций "судьбы" и "случайности" - в более поздних) и не в игре именами знаменитых философов и ученых (Локк, Руссо, Бакунин, Фарадей) . Смысл в самом "вбрасывании" и самом факте наличествования этой "игры": структура впитывания новой информации, касающейся устройства мира "Лоста", совпадает со структурой познания новых сведений относительно нашего мира и вполне описывается метафорой, заключенной в названии фильма. Зритель узнает в стиле повествования этого сериала стиль своего собственного мышления - в этом причина успеха. All we are lost in the postmodern world.

Но оставаясь при таком суждении, кажется затруднительным объяснить успех другого сериала, построенного на абсолютно противоположном - каноническом - принципе нарратива. "Хаус" повторяет структуру комикса (ну или классической детективной серии, если угодно): в каждом новом выпуске нас ждет стандартная схема, в которой герой, пройдя очередное, но однотипное "приключение", обязательно победив "врага" (болезнь), "провозглашает" об очередной победе принципов, которые привели к его триумфу - в нашем случае это разум.

У каждой эпохи - своя иерархия мифологем и свои институты, которые эти мифологемы производят и поддерживают. Для человека 21 века, потерянного, как мы знаем, в бесконечном и непрерывном потоке информации,  именно ест. наука - это своего рода божество, тот плотик, за который мы можем удержаться, несясь в глубокую постмодернистскую даль. Причем ирония состоит в том, что впервые избранная обществом мифологема не отвечает ни на один из "насущных" вопросов: ни об устройстве мира, ни о зарождении жизни наука не дает исчерпывающего, а самое главное, доступного для понимания каждого ответа. Ученые ведь подчеркивают, что все, что они могут предложить на сегодня - это взаимоисключающие друг друга теории. Мы даем науке кредит и  верим, что когда-нибудь ученые отыщут ответ на все вопросы. Также как верим, что найдут лекарство от спида и рака. Так же как верим, что доктор Хаус непременно вылечит пациента (по крайней мере поставит верный диагноз).

Хаус - это божество современного человека.



?

Log in